Маслострой хорош чем? Тем, что в нем можно не участвовать. И ничего плохого не случится. Никто не умрет, ничего не разрушится. И даже праздник наверняка состоится вне зависимости от того, приедешь ты, или нет. Зато если участвовать, то будет лучше. Что-то построится быстрее, что-то сделается, чего бы не было, если бы ты не взялся, суп для строителей будет вкуснее от принесенной тобой еды, яма для столба будет глубже, снега на крепость поднимется больше, лабиринт утопчется плотнее... То есть, Маслострой - это не "сделай, а то будет плохо", а "сделай, и будет лучше". Самое главное - лучше будет тебе самому. Потому что тебе никто за это ничего не заплатит и даже спасибо не скажет. А у тебя в душе будет немножко светлее: вот ты приехал, снег покидал, и немножечко приблизил праздник, приблизил весну. И очень радостно всегда, что ты не один приехал. Что таких дураков - много. Которые в воскресенье берут детей-жен-мужей в охапку, и прутся не в ТЦ, не на рынок, и даже не в музей-театр-на выставку-на каток, что было бы, безусловно, правильно, а вот сюда, в лес, чтобы снег кидать... Я, в общем-то, ветеран БМ, но я - не ветеран-ветеран. У нас есть люди, рядом с которыми я - соплячка. Моя первая Масленица была в Захарово, в 91 году. А, например, Мангалчи на празднике - с первого года, то есть с 1985. Люда Липчанская тоже была на первой Масленице в Новом Иерусалиме. Стас Пушков - на второй. Дейнека, Оля Гершик, Верунчик, Веня, Ваня, Аня, Дима, Денис, Аркадий, Гвардия... Ещё кого-то забыла - люди, которые этим всем занимаются с восьмидесятых, то есть скоро - сорок лет. Сорок лет! А есть строители, которые чуть "помладше", - допустим, двадцать пять, двадцать, пятнадцать лет назад присоединились, - но сейчас тянут на себе основную нагрузку подготовки к празднику: Саша, Юра, Серега, Катя, Павел... Почему? Потому что знают, как это надо делать. Опыт есть. И чувство ответственности зашкаливает. Вот то, советское ещё, "пионерское": "если не я, то кто?". "Я знаю, как поставить столб, я смогу это организовать, значит, я должен это сделать, иначе столба с призами на празднике не будет". Приехал, нашел подходящую сушину, организовал народ - обтесали, обработали, выкопали яму, достали пожарные рукава, собрались, поставили. "Я знаю, как сделать гигантские шаги. Я смогу смастерить всякие штуки, которые позволят людям кататься на карусели, как раньше это делали на Масленице. Другие не знают, значит, делать буду я". Смастерил, привез, сделал "гигантские шаги". "Я знаю, как сделать снежную крепость - я их сделал уже десятки, я знаю, какой высоты должна быть стена, где должен быть тайный выход, как выстроить так, чтобы всё не развалилось..." - приезжает, упирается рогом, строит, строит, строит... Если на объекте нет вожака, объект не строится. Печка, лабиринт, корабль, качели, ворота, снежный тир, волейбольная площадка, фигуры... Объекты традиционные, которые уже десятки лет Поляну украшают, объекты новые, неожиданные, которые возникают на Поляне как настоящие произведения искусства - всё это необязательное и от того особенно ценное волшебство, которое сотни людей творят не от необходимости, а от избытка желания порадовать других. При этом знают, что всё, что они построят, - для одного-единственного дня. И потом всё это будет разрушено. И на следующий год придется строить заново. Это фантастика какая-то - каждый год я молча за всем этим наблюдаю и, как человек жутко сентиментальный, потихоньку плачу от радости за то, что я тоже среди этих людей. Вот ещё что. В Бакшевской Масленице, если долго думать над этим уникальным феноменом, очень много каких-то глубинных вещей. Например, строительный материал - снег. Это очень по-русски. Снег растает - у твоего творения нет будущего. Ты творишь не столько стены и кровлю, сколько образ. Но мы всегда так делаем: русские всегда строили из дерева, а дерево, во-первых, гниет, во-вторых, горит. Наши предки строили дома, зная, что не простоят эти дома века, как стоят каменные строения где-нибудь в Европе. Наверняка или сгорят, или обветшают, или какие-нибудь очередные враги всё разорят и нужно будет строить заново. Но у них был в голове образ дома, который можно будет воссоздать, когда очередное его материальное воплощение в очередной раз исчезнет. Вот наша Поляна - это образ, который уже где-то там в ноосфере "висит", и воссоздаётся всякий год в разных местах (что тоже символично), в чем-то изменяясь, а в чем-то сохраняя прежний "силуэт", а потом в один день - пшик! - и исчезает, уходит опять туда, "наверх", до следующего года... Это я к чему? До праздника чуть-чуть осталось. Можно приезжать, помогать, строить...) По ссылке - фото с последнего Маслостроя П. Цыганкова: https://photos.app.goo.gl/Wij5F1vD16J4MZMF6 ©️Наталья Харпалёва

Теги других блогов: праздник Масленица строители